Это был первый марафон в движении Исккон. Он был еще до создания известного марафона распространения книг Шрилы Прабхупады, который и сейчас регулярно проводится в декабре каждого года.

Шел 1969 год. Шрила Прабхупада начал перевод 3-й Песни Шримад-Бхагаватам, но вдруг остановился, чтобы дать людям во всем мире правду о том, кто такой Бог: как Он выглядит, чем Он занимается, где Он живет, об Его играх. Он решает написать книгу "Кришна. Верховная Личность Бога". Это биография Кришны, сокрашенный пересказ 10 Песни Шримад-Бхагаватам.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы в этой книге было очень много иллюстаций. Прабхупада попросил всех, кто имеет хоть какие-то художественные навыки рисовать. И вот в один прекрасный день Прабхупада пишет всем, что он хочет, чтобы преданные писали 1 картину в день! Начался целый марафон по созданию большого количества картин.

Нужны были не просто кое-какие картины, а высочайшего качества.

Но сразу встал вопрос: "Как могут неопытные преданные написать такие картины, да еще одну в день?" Об этом дальше в воспоминаниях Рамешвары прабху (один из лидеров Исккон того времени, руководил изданием книг)

"Попробую обрисовать это: вы художник, и вы преданный в течение 2х или 3х лет, или даже всего 6 месяцев, как бхакта Марк, Муралидхара. Перед вами задача нарисовать что-то, что должно превзойти выдающиеся работы, когда-либо известные человечеству. От вас ожидается, что вы нарисуете что-то более прекрасное, чем когда-либо в своей жизни нарисовали Рафаэль, Да Винчи, Рембрандт, потому что вы рисуете красоту, бесконечную вечную красоту Бога.

Что такое красота Мона Лизы в сравнении с красотой Господа, что вообще может сравниться с этим?

Эти несчастные художники содрогались: "Как вообще мы можем это осуществить? То, что Прабхупада дает миру так возвышенно, а наши умения и способности так незначительны, одно не соответствует другому, они даже рядом не стояли. А тут письмо пришло и он хочет одну картину в день!"

Было очень много сомнений, они поговорили между собой и написали письмо Прабхупаде, что они не компетентны, не соответствуют этому вызову:

"Мы думаем, что наши художественные способности невелики, и мы думаем, что нам нужно обучаться серьезно, в Академии художеств, обучаться великим техникам самых лучших художников мира, и возможно тогда нам удастся создать то, что хоть сколько-нибудь будет соответствовать тому, что Прабхупада собирается дать миру. Изображение Бога - как мы это изобразим? Мы едва умеем рисовать."

Он им ответил:

"Вся ваша концепция красоты - приземленная. Вообще-то вы понятия не имеете о том, что такое настоящая красота". Прабхупада начал объяснять преданным понятие красоты:
"Есть два аспекта понимания настоящей красоты. Первый аспект - все на картине должно быть авторитетно и достоверно. Недопустимы выдумки, фантазии и фантастика, которые используют поэты и художники всего мира, чтобы создать что-то красивое, основанное на том, что они уже видели в мире. Вы не можете познать красоту, вы даже не знаете, что такое красота, вам нужно в точности рассказать, как изобразить Кришну.
"

Например, классическая мужская красота на картинах - мускулистое тело и т.д. Прабхупада объяснил, что это неприемлемо, это не красота. Красота духовного тела в мягкости, это человеческая форма, но очень гладкая, вы не увидите этой мускулистости. Все должно быть подлинно, художники не должны рисовать то, что чувствуют. Такое первое определение красоты им дал Прабхупада, это сильно отличалось от их понимания красоты. Второе определение, которое Прабхупада дал им:

"Единственно возможный путь достижения этой красоты - через ваше сердце, через бхакти - через любовь к Богу, а не через привязанность к чему-ту земному. Даже не через чувство любви к материальному, только через бхакти картина может стать красивой. Если вы рисуете без бхакти, мне все равно, как это выглядит, это не будет принято, не приемлемо." Такое определение красоты дал Прабхупада.

Сейчас мы возвращаемся к проблеме художников и их предложению Прабхупаде пойти обучаться в академию искусств. Прабхупада ответил:

"Нет, не так вы будете учиться рисовать красиво. Они могут научить вас рисовать мирскую красоту, но это не то, что мне нужно. Вы будете учиться рисовать так. Вы будете сидеть перед полотном по 8,10,12 часов в день, день за днем, день за днем, марафон, и все это время, пока вы рисуете, вы будете воспевать Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Потому что я понимаю, что вы чувствуете себя беспомощными и полностью некомпетентными, абсолютно беспомощными, сильно беспокоитесь, что не сможете это выполнить. И это то самое настроение, которое я хочу, чтобы у вас было при воспевании.

Я хочу, чтобы вы были так взволнованы, сильно желали, и были в таком отчаянии, что будете взывать к Кришне из глубины своего сердца. Это должна быть самая большая безнадежность, которую вы когда-либо чувствовали в жизни. Вот так я хочу, чтобы вы воспевали Харе Кришна, пока ваша кисть движется, и если вы это будете делать изо дня в день, взывая к Кришне о помощи, каждый день вы будете учиться, как стать художником, это все обучение, которое вам нужно
"
Этот марафон начался осенью и длился всю зиму 69-70г в Бостоне. Это была самая холодная в истории Бостона с тех пор, как погоду стали отслеживать.

Художники работали на чердаке здания храма. Они печатали в перчатках, т.к. здание храма не отапливалось из-за отсутствия денег. Постарайтесь представьте себе: они наскребли достаточно денег на холсты, холсты опирались на стену, а преданные сидели на полу, либо холсты были на полу, а преданные склонившись над ними, пытались наносить четкие линии, а на руках были тяжелые шерстяные перчатки.

Что же они придумали, чтобы успеть написать все эти картины?

Они создали конвейер, работали вместе над одной картиной. Это было не просто, потому что обычно каждый художник пишут картину по-своему. Так или иначе они похоронили свое эго. Барадраджа отвечал за композицию на каждой картине. Джадурани отвечала за цвета и формы. Муралидхара делал завершающие штрихи - свет, световые эффекты, украшения и другие тонкости. Большинство картин, которые вы видите в книге "Кришна" были написаны этими тремя художниками, которые работали таким образом над каждым полотном. У Девахути был свой собственный стиль, и ей было разрешено писать картины в своем стиле.

Получив полномочия от Прабхупады, которыми были пропитаны его указания, все эти картины несут в себе бхакти. Я не говорю, что это невозможно повторить - конечно, возможно, если тот или иной художник предастся и по-настоящему полюбит Прабхупаду, и так сильно захочет сделать это для Кришны. Если вам когда-либо удастся приблизиться к тому уровню отчаяния и чистого воспевания, тогда, да, это может повториться снова. Но эти картины уникальны для всего мира, а наши глаза не могут увидеть всю красоту этих картин.

По мере продвижения вперед по духовному пути, мы, в конце концов, сможем увидеть уровень бхакти, который наши материальные глаза никогда не видели. И тогда мы узнаем правду об этих картинах и об этом чудесном марафоне, первом марафоне в истории движения Харе Кришна!

Мы перевели полную историю этого трансцендентного марафона и вы можете ее послушать: