Учение Шрилы Прабхупады

Шрила Прабхупада не придумал свою философию. Он учил лишь тому, что сам получил по цепи ученической преемственности от своего учителя Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
Все ищут счастье
Все люди хотят одного и того же. Все хотят быть счастливыми. Но из-за непонимания нашей природы мы часто путаем, что именно принесет нам счастье, а что нет.

Счастье приходит от отношений. Даже если у нас есть все материальные блага, но нет тех, кому мы можем все это посвятить, нам становится очень одиноко - мы не находим в этом счастья. Но даже имея тех, ради кого стоит жить, мы все равно до конца не чувствуем удовлетворения. Не чувствуем до тех пор, пока центром этих отношений не становится Господь.


Бхакти-йога
Шрила Прабхупада привез на Запад учение о бхакти йоге - духовной практике, которая помогает достичь высшего совершенства жизни и стать по-настоящему счастливыми.

В Священных писаниях говорится, что высшее совершенство в том, чтобы возобновить наши отношения с Богом. Тогда в нас просыпается истинная любовь к Нему, и из этой любви мы начинаем Ему служить. Но служение это не рабство, а желание жить счастьем другого. Это очень счастливый процесс.


Суть практики
Необходимо занимать свои чувства в служении Богу, тем самым их очищая. Также необходимо повторять Святые Имена Бога (Маха-мантру) и параллельно слушать и общаться с теми, кто постиг эту науку в совершенстве.

Практика повторения Святых Имен очищает наше сердце. Человек, повторяющий маха-мантру Харе Кришна, способен изменить свои плохие привычки и улучшить характер. Но это второстепенный результат. Главное – в человеке просыпается любовь к Богу.

Любовь всегда предполагает кого-то, кому она посвящена. Если преданность направлена на Бога, то для этого нужно знать, Кто Он. Для того, чтобы узнать Господа, необходимо руководство духовного учителя. Духовный учитель учит нас отличать духовное от материального, дает знание о душе, о природе материального мира и о самом Господе, а также учит развивать наши отношения с Богом. Он дает нам практику, которая поможет эту любовь возобновить, а в саму практику входят регулирующие принципы и предписания, которые мы более детально опишем ниже.


Важность принятия истинного духовного учителя
Чтобы получить профессию мы обучаемся несколько лет у опытных учителей. Так почему же мы часто думаем, что в нашей духовной жизни нам учитель не нужен и мы во всем разберемся сами? В духовной жизни также необходимо руководство.
В Бхагавад-Гите (4.34) Кришна сам говорит о важности принятия духовного учителя:

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину». (Бхагавад-Гита 4.34)

Духовное знание передается из сердца в сердце, и, действительно, ключ к пониманию Священных писаний лежит в изучении их под руководством преданного, который получил знания в цепи ученической преемственности, от своего духовного учителя. Эта цепочка учителей идет к самому Кришне.


Это знание — царь знания, самая сокровенная из тайн. Это чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно. (Бхагавад-Гита 9.2)
Знание о душе
Обычно мы отождествляем себя со своим телом и всем, что связано с ним. То есть когда мы говорим "Я", то имеем в виду свое тело. Но мы можем заметить, что наше тело меняется.
Все мы помним, что раньше у нас было тело ребенка, потом подростка, которое затем стало телом взрослого человека, и мы знаем, что потом наше тело состарится. И хоть тело менялось, но кто-то, этот "Я", оставался неизменным. Мы также меняем социальные статусы, профессии, но это "Я" остается неизменным. Когда кто-то умирает, мы часто говорим: "Он покинул нас". А кто он? Кого мы имеем в виду? Вот тело - оно рядом лежит. Так мы можем понять, что мы отличны от нашего тела.

Сначала мы начинаем понимать, что мы не тело, но, кто мы, еще не понимаем. Далее к нам приходит понимание того, что мы есть душа.
Далее мы начинаем задумываться о существовании Бога:
есть Он или Его нет. Кто вообще Бог?
Но потом, узнав о существовании Бога, нам хочется понять, как нам с Ним взаимодействовать. В обычной жизни для того, чтобы лучше узнать кого-то, мы можем спросить тех, кто с ним лично и близко общается. Так и с Богом, мы можем начать развивать наши отношения благодаря духовному учителю - человеку, который знает Бога и все о Нем.
Кришна Верховная Личность Бога
Почему вдруг Бог - Кришна? Люди называют Бога различными именами. Означает ли это, что есть много Богов? Безусловно Бог один. У него, как и у каждого из нас может быть много имен.
К примеру кого-то зовут Саша, но в США его, скорее всего, будут называть Алекс, на работе его будут называть Александр, бабушка может назвать его Шура, жена назовёт Мой Герой, а дети - папой. Все это имена одного человека, сам человек один и тот же. Так же и с Богом. Он один, а имен у него может быть много.
Каким именем называть Бхагавана – Верховную Личность?
"Тот кто в полной мере обладает следующими шестью достояниями: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отрешенностью, называют Бхагаваном" (Вишну пурана 6.5.74)

В мире есть множество людей, у которых эти качества проявлены, но никто из них не может сказать, что у него все эти качества проявлены в полном объеме. Право говорить так о Себе имеет только Верховный Господь.

Перечисленные выше качества Бхагавана, Верховной Божественной Личности, привлекают всех. Поэтому лучшее имя, которое можно дать Бхагавану - "Всепривлекающий". На санскрите "Всепривлекающий" звучит как "Кришна".

В разных религиях Бога называют по-разному. Но если эти имена перевести, то мы поймем, что говорим об одной и той же личности. К примеру, в Исламе есть 99 имен Аллаха, есть молитва 99 имен Бога в христианстве и вы можете повторять их. Просто повторяйте именно то имя, которое вас привлекает.

Ведь даже в молитве "Отче наш" дается наставление "да пусть святится Имя Твое". Молитвы, прославляющие имена Бога, - это венец молитвенной практики. Произносящий эти молитвы ничего у Бога не просит, а лишь прославляет Его.
Могущество Святого Имени
Истинная природа Святого Имени заключается в том, что оно не отлично от самого Кришны. Также нет никаких ограничений для обращения к Святому Имени.
Маха-мантра звучит так
Харе Кришна / Харе Кришна / Кришна Кришна / Харе Харе / Харе Рама / Харе Рама / Рама Рама / Харе Харе
Повторение харе-кришна-маха-мантры является самым могущественным методом пробуждения дремлющей в нас любви к Богу. Маха - "великая песнь", манас - "ум", трайа - "очищение". То есть она очищает ум.

Кришна означает "Всепривлекающий", Рама - "Всерадующий", а Харе - обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, маха-мантра означает: "О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе".

Для чтения маха-мантры не существует строгих правил. Самое замечательное в этой мантра-медитации это то, что ею можно заниматься где угодно и когда угодно.

Особенность повторения Святых имен в том, что такая практика свободна от других мотивов (желание что-то получить от Бога или избавиться от каких-то страданий). Повторяя святые имена, мы прославляем Бога, а не просим у Него что-то. Мы знаем, что каждому становится приятно, когда о нем говорят что-то хорошее, когда его прославляют.
Практика повторения Маха мантры учит нас прославлять Господа. Кришна очень счастлив от этого, а нам, соответственно, очень радостно. Произнося данную мантру, нам очень важно ее слушать, потому что сама мантра не отлична от Бога. То есть это личное общение с Ним в форме Святого имени.

Есть несколько вариантов такой практики: индивидуальная практика - джапа и совместная практика - киртан, совместное пение. Киртан является самым могущественным, так как в этом случае мы не только повторяем мантру, но так же слышим, как ее повторяют другие. Есть большая вероятность, что тот, кто поет вместе с нами, очень близок Господу, и через звук его повторения мы сможем также почувствовать этот вкус и принять эту любовь, которая находится в звуке.

Также для того, чтобы мы имели возможность повторять святые имена как можно чаще (лучше всего непрерывно), нам необходимо урегулировать нашу жизнь, потому что чистые мотивы проявляются, когда мы находимся в состоянии благодетели.
Регулирующие принципы
Следуя этим принципам, мы достигаем уровня цивилизованного человека, наша жизнь становится качественее, в ней становится меньше страданий.
Мы все прекрасно знаем, что для того, чтобы вылечиться от какой-то болезни, приема лекарств будет недостаточно. Обычно врач назначает еще диету, режим, а иногда и вовсе рекомендует от чего-то в жизни избавиться, если это вновь будет приводить к болезни.

В качестве ограничений, которые таковыми лишь кажутся, поскольку на самом деле дают настоящую свободу - свободу от лишних привязанностей, Шрила Прабхупада дает регулирующие принципы. Поэтому их еще называют «принципами свободы». Они звучат следующим образом:
Ненасилие
Этот принцип включает в себя отказ от приема в пищу продуктов насилия – мясо, рыба, яйца.
1
Употребления одурманивающих средств
Отказ от употребления интоксикаций – алкоголь, наркотики, а также продукты, содержащие кофеин.


2
Отказ от азартных игр
Сюда относятся все подобные мероприятия, которые раздувают ненасытный азарт и желание нажиться, не прикладывая соответственных усилий, а также любой обман.
3
Отказ от незаконных половых отношений
Этот принцип касается половых отношений - они возможны только в браке между законными супругами. И лучше, если супруги регулируют свою половую жизнь, так как ее истинное предназначение - зачатие благочестивых детей.


4
Следуя этим принципам, мы достигаем уровня цивилизованного человека, наша жизнь становится нормальной, в ней становится меньше страданий. Для того, чтобы сделать ее действительно счастливой, необходимо развивать отношения с Богом, так как именно отношения с ним делают нас счастливыми.


Свобода выбора
Кришна - это личность, и он также хочет, чтобы к нему относились как к личности, чтобы искренне интересовались Им, а не только хотели от него что-то получить. Чтобы все было взаимно. Для этого он дает нам свободу выбора, так как хочет, чтобы его любили безусловно и по собственному желанию, а не по принуждению.

Он Сам говорит в писании "Бхагавад Гита":

"Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай как пожелаешь." (Бхагавад-Гита 18.63).

То есть он очень хочет, чтобы мы были вместе с ним, и хочет, чтобы это было нашим истинным желанием. Поэтому практиковать или нет - зависит от нас. Практиковать для того, чтобы получать материальные блага, или для того, чтобы действительно сделать Ему приятно, - это тоже наш выбор.
Узнать больше о практике Сознания Кришны вы можете из этих книг:
Биография Шрилы Прабхупады. Постигать ведической знание хорошо, когда знаешь того, кто перевел и прокомментировал эти книги.
Прабхупада. Человек. Святой. Его жизнь и наследие.
Наука самоосознания
Совершенные вопросы, совершенные ответы
Сборник бесед с различными интересными людьми: Джоном Ленноном, советским профессором Г. Котовским и другими
Беседы между Шрилой Прабхупадой и молодым искателем истины, сотрудником корпуса мира Бобом Коэном.
100 грн. / 300 ₽ / 4 $
100 грн. / 300 ₽ / 4 $
100 грн. / 300 ₽ / 4 $